28 апреля 2002
8052

Будущее российской экономики (Позиция ВОПД `Духовное наследие`)

Вопросы, связанные со взглядами на будущее российской экономики, не искусственны. Их актуальность, очевидно, возросла после недвусмысленной попытки Запада использовать МВФ в качестве инструмента политического давления на Россию в связи с внутренним конфликтом в Чечне.

Ответ, на мой взгляд, очевиден. В истории не только России, но и других государств (например, Кореи), граждане объявили сбор средств для освобождения от внешней экономической или финансовой зависимости. Простые подсчеты показывают, что если часть Нации, обладающая определенными финансовыми ресурсами, "скинется" на освобождение от внешнеэкономического ярма, то это будет иметь огромный эффект.
Предположим, только 5% наших сограждан, обладающих чувством гражданского долга и принадлежащих к "среднему классу" соберут в фонд по 100 долл., то это будет 500 млн. долл., т.е. сопоставимо с теми ежегодными выплатами МВФ, которые граждане (все граждане) вынуждены выплачивать через российский бюджет.

На самом деле, эта цифра может быть многократно увеличена. Уверен, что многие из наших долларовых миллионеров откликнутся на призыв и внесут не по 100 долл., а гораздо больше. Это будет - хочу особо подчеркнуть - Гражданский Поступок, такой же, как и обращение нижегородского купечества в XVII в. отдать треть всего имущества на освобождение Москвы от польских захватчиков.

В этой связи актуально вновь вернуться к вопросу о приватизации. Но главное, на мой взгляд, посмотреть на приватизацию не с точки зрения кому что-то принадлежит, а как эта собственность используется. Критерия здесь важнейших два:

во-первых, эффективность с точки зрения приоритетов государства (безопасности - военной, продовольственной и т.д., конкурентоспособности и пр.);
во-вторых, что поступает в казну от этого собственника, что в конечном счете получает общество и государство от этого права владения собственностью.
Если, например, предприятие создает конкурентоспособный товар, не сокращает рабочие места, повышает наукоемкость и исправно платит в бюджет налоги, то - пусть работает, пусть хозяин остается прежний, ибо безупречной приватизации не было, да и вряд ли могло бы быть. Если же от владельцев предприятий нет пользы ни государству, ни обществу, то собственника необходимо менять. И это принципиальная позиция нашего Движения. Мы считаем, что в вопросе о собственности главный критерий не форма собственности (социальной), а эффективность ее использования. Эффективность для Государства, Нации, каждого из нас.
Известны результаты экономических "реформ" за последние 10 лет. Падение ВВП на 50% означает, что мы достигли дна, но сегодня для нас важно оценить достигли ли мы самого дна, остановились в падении, либо наша политика сможет затянуть нас еще глубже. То есть для нас принципиально важно определить тенденцию, вектор развития экономики Государства.

Для такого анализа могут быть использованы оценки развития экономики страны за последние 6 месяцев 1999 г. Обращает внимание, что, как ни странно, но в первом полугодии сохранилась положительная динамика отдельных макроэкономических показателей, наметившаяся с осени прошлого года. Так, объем промышленного производства относительно первого полугодия прошлого года составит в сопоставимых ценах 103,1%, коммерческого грузооборота - 103,0%, т.е. можно, как минимум, говорить о том, что падения не было.

Другое дело - ответ на вопрос устойчивая ли эта тенденция? С чем она связана (девальвацией рубля или тем, что падать физически ниже этих объемов невозможно)?

Показательно, например, что не удалось переломить отрицательные тенденции в сельскохозяйственном производстве (96,4% к аналогичному периоду прошлого года), в области инвестиций - 98,3%, а также объемов экспорта и импорта - 88,9 и 53,6% соответственно.

В целом же, объем ВВП в сопоставимых ценах составил 98-99% к уровню первого полугодия 1998 г., что свидетельствует, как минимум, о стагнации российской экономики. Самые последние данные о результатах экономического развития во втором полугодии 1999 г. более оптимистичны, но и они не меняют в принципе вывода о стагнации экономики страны. Наметившиеся точки роста - лишь обнадеживающий - впервые за 10-12 лет - момент в экономической политике. Не более того, но и не менее.

В очередной раз дискредитировала себя финансовая политика: темпы инфляции в рассматриваемом периоде оставались значительно более высокими, чем ожидалось при составлении бюджета (30% в расчете на год). И здесь, правда, можно возразить, что осенью 1998 г. большинство экономистов говорило об уровне инфляции в 50% и более, о финансовом крахе, чего, к счастью, не произошло. Соответственно, такая инфляция сказалась негативно на социальной сфере - по отношению к июню 1998 г. потребительские цены выросли в 2,21 раза, существенно отставая от роста зарплаты. Несколько ускорились они в конце года. Фактически же, с учетом скрытой ее части, население резко сократило свои покупательные возможности. И это, пожалуй, главное: в 1999 г. мы стали жить хуже, чем до 17 августа 1998 г. в разы. Компенсировать это падение в ближайший год невозможно. А вот ухудшить?

А что будет через 5 лет? На что рассчитывать?

Каждый в стране испытал на себе катастрофические результаты кризиса 17 августа 1998 г., но больше всех он ударил по тем из нас, кого стали называть представителями "среднего класса". Особенно в Москве, где непосредственно пострадали сотни тысяч граждан! Такого удара по дееспособной части собственного населения не наносило ни одно правительство. По сути дела оно сделало главное - никто сегодня не верит экономической политике правительства, оно полностью лишилось политической и общественной поддержки.

Сохранилась и старая болезнь - отсутствие оборотных средств. Этот дефицит душит предприятия, заставляет их искусственно завышать цены, снижает уровень жизни, но главное - катастрофически влияет на их развитие, фактически делает его невозможным.

Так, обеспеченность экономики денежными средствами остается критически недостаточной (монетизация ВВП оценивается на уровне 15,0%, в то время как в Польше - более 37,0%, США - 61,0%, Германии - 66,0%, Чехии - 75,0%). Совершенно естественно при этом, что просроченная кредиторская задолженность предприятий реального сектора экономики возросла более чем на 100%.

Очевидно, что даже дозированное, контролируемое вливание безналичных средств в экономику ведет к ее оживлению.

Почему это не делается?

Да потому, что с инфляцией можно бороться двумя основными способами:

во-первых, повышая количество и качество товаров и услуг, т.е. развивая экономику, а сегодня это прежде всего наукоемкие области, образование, культура, наука;
во-вторых, искусственно сдерживая объем денежной массы, сокращая его умышленно до объемов, когда деньги становятся главным дефицитом. Понятно, что второй способ проще. Он в последние годы преимущественно и используется всеми правительствами.
Таким образом, можно констатировать, что последствия августовского кризиса 1998 г. до конца преодолеть не удалось ни в экономической, ни в финансовой области, что, в принципе, естественно, ведь корни этого кризиса - в экономической политике правительств Гайдара - Черномырдина. Вопрос, когда мы сможем избавиться от этой модели совсем? Вот что главное!
Очень важно посмотреть на доходы федерального бюджета, что позволяет сделать весьма любопытные наблюдения.

В целом, и это видно, доходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты, составили 225,9 млрд. руб., или 47,7% к годовому заданию, предусмотренному Законом о бюджете, что несколько лучше, чем в первом полугодии 1998 г. (35,0%). Радует и то, что задания по доходам федерального бюджета, установленные постановлением правительства от 30.04.1999 г. No 447 на первое полугодие текущего года выполнены на 109,8%. Это свидетельствует, на мой взгляд, о том, что фискальная система преодолевает хаос и переходит на стадию определенной управляемости, контроля со стороны федерального правительства. Но только еще переходит. Перейдет ли?

При этом в первой половине 1999 г. доходы формировались следующим образом:

налоговые доходы составили 197,4 млрд, руб., или 49,4% годовых бюджетных назначений (110,3% от установленных правительством на полугодие);
неналоговые доходы составили 12,8 млрд, руб., или 38,8% от годовых бюджетных назначений (104,1% от установленных правительством на полугодие);
доходы целевых бюджетных фондов 14,7 млрд. руб., или 35,5% (100,8% от установленных правительством на полугодие).
Видно, что собственно налоговые поступления собирать в казну проще, легче, чем все остальные. Тогда зачем "все остальные" так разбухают? Ответ - их сложнее контролировать. Их можно "подарить" нужным людям, регионам, организациям.
Если учесть инфляционную составляющую, реальная величина которой существенно превышала расчетные значения, налоговые поступления за первое полугодие составят лишь 95,5% к утвержденным соответствующим постановлением правительства. Но тенденция, очевидно, позитивная, что позволяет надеяться, что по итогам года мы впервые добьемся реального повышения собираемости налогов, в том числе и с учетом инфляции. Первые прикидки показывают, что, несмо-тря на конфликт в Чечне и давление МВФ, тенденция сохраняется. Более того, во второй половине 1999 г., похоже, за счет ее усиления удалось даже компенсировать эти факторы. Я полагаю, что сложились экономические предпосылки для восстановления финансового суверенитета, даже в неблагоприятных условиях. Все шаги в этом направлении, на мой взгляд, мы обязаны предпринять.

С восстановлением финансового суверенитета тесно связана проблема задолженности.

Не может не настораживать, что по-прежнему недоимка по платежам в федеральный бюджет в первом полугодии возросла (в 1,1 раза и превысила 170 млрд. руб.). При этом совокупная задолженность по налоговым доходам федерального бюджета достигла 320 млрд. руб., в том числе штрафы и пени - около 150 млрд.

Рост задолженности, на мой взгляд, свидетельствует о том, что эта задолженность безнадежна. Для бюджета это скорее всего потерянные деньги.

Так, может быть, решить эту проблему вместе с проблемой нехватки оборотных средств?

Естественно, в соответствии с приоритетами государства, т.е. на приоритетных направлениях (а это, по мнению участников Движения "Духовное наследие", - наука, образование, культура, здравоохранение) ликвидировать задолженность и нехватку оборотных средств. Это немедленно даст толчок развитию приоритетных отраслей. Но не только появится экономическая перспектива. На Западе уже стало общепризнанным фактом, что новые рабочие места (что, немаловажно, - высокооплачиваемые) создаются быстрее всего именно в приоритетных областях: науке, образовании, здравоохранении, культуре. Что также важно - экономическая отдача выше всего именно в этих отраслях человеческой деятельности. Она в них выше в 2-3 раза, чем в целом по промышленности!

В этой связи важная проблема имеющихся ресурсов, прежде всего, оперативных, тех, которые можно взять и использовать быстро.

Но по-прежнему до смешного мало государство получает в бюджет от использования своей собственности: за январь-июнь 1999 г. поступило лишь 400 млн. руб.; от дивидендов - 740 млн.; от аренды государственного имущества - 628,7 млн. руб.). В целом выполнение годовых заданий оказалось на крайне низком уровне: по дивидендам - на 26,7% и по аренде - на 18,0% от годовых планов. То есть государство - самый неэффективный собственник.

Вопрос только: нынешнее наше государство или вообще? На мой взгляд, номенклатурный капитализм России (т.е. наша нынешняя политическая система) создает уникальные возможности для тех "предпринимателей", которые получили доступ к государственным ресурсам: все издержки падают на государство, а вся прибыль - в карман управляющего госсобственностью.

Традиционно по-прежнему крайне низкими являются доходы от внешнеэкономической деятельности.
Так, в январе-июне 1999 г. они составили 44,5% от годовых бюджетных назначений. При этом в 1999 г. мировые цены росли, а доходы - нет. Отчего? Угадайте-ка с трех раз.

Есть и просто смешные вещи. Самый убыточный в России, оказывается, Центробанк. Его прибыль в первом полугодии 1999 г. в доходы федерального бюджета не перечислялась вообще. Более того, убытки составили 27,8 млрд. руб., в то время как ожидались поступления в бюджет в размере 1 млрд. руб.

За счет чего же компенсировалась неэффективная деятельность правительства в первом полугодии 1999 г.?
Финансирование дефицита федерального бюджета в первом полугодии осуществлялось за счет:

привлечения средств от размещения гособлигаций за вычетом расходов по их погашению - в размере 10,1 млрд. руб.;
доходов от продажи госимущества - 1,1 млрд. руб.;
поступлений от реализации госзапасов драгметаллов и камней за вычетом расходов на их пополнение - 7,1 млрд. руб.;
кредитов МФО, зарубежных банков и фирм - 63,0 млрд. руб.
Правда, остатки средств федерального бюджета на счетах в банках на 01.07.1999 г. достигли 40,7 млрд. руб. (к началу года они составляли 8,7 млрд. руб.), что может говорить как о повышении устойчивости, так и о том, что эти остатки кому-то выгодно было держать на счетах АКБ.
Близкими к расчетным оказались расходы правительства.

Так, расходы федерального бюджета в первом полугодии 1999 г. составили 274,6 млрд. руб., или 47,8% к годовым назначениям, предусмотренным законом, и 97,2% от показателя, установленного постановлением Правительства на первое полугодие 1999 г.

Вместе с тем, многое говорит о приоритетности расходов правительства.

Так, финансирование расходов по разделам бюджетной классификации осуществлялось неравномерно. Более чем на 50% от годовых бюджетных назначений профинансированы расходы на:

социальную политику - 51,0% (21,4 млрд. руб.);
финансовую помощь бюджетам других уровней - 58,1% (25,3 млрд. руб.);
международную деятельность - 73,1% (26,8 млрд. руб.).
Итак, приоритеты правительства в первом полугодии 1999 г. очевидны:
снижение социальной напряженности,
установление контактов с регионами,
внешнеполитическая респектабельность.
Менее приоритетными для правительства в первом полугодии были следующие области:
расходы бюджета на национальную оборону составили 40,04 млрд. руб., или 42,7% от годовых назначений. При этом задолженность федерального бюджета по ряду выплат военнослужащим и гражданскому персоналу в первом полугодии 1999 г. в размере 9,7 млрд. руб. не возмещена;
производственно-хозяйственный комплекс, включая аграрный сектор, профинансирован на 11,8 млрд. руб., или 46,8% от годовых бюджетных назначений.
И совсем не приоритетными, те, которые являются наиболее приоритетными в развитых странах мира!!! Иными словами, приоритетные во всем мире направления государственной политики в нашем государстве не являются приоритетными, это, очевидно, еще более программирует наше отставание.
Так, менее чем на 35% от годовых бюджетных назначений профинансированы:

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу - 32,4%;
судебная власть - 32,4%;
культура, искусство и кинематография - 27,2%;
здравоохранение, физическая культура и спорт - 33,6%.
Такое пренебрежение свидетельствует только об одном: правящая элита не понимает основных тенденций развития современного общества, не сделала за последние 20-25 лет принципиальных выводов.
В том числе и о потенциале развития, который до сих пор не используется правящей элитой России, как и не использовался правящей элитой СССР. И прежде всего это богатство - наши люди, огромный культурный, научный, духовный и образовательный потенциал Нации. Он сопоставим с другим уникальным потенциалом нашей Родины - природными ископаемыми, - когда на одного из наших сограждан приходится в 10 раз больше природных богатств, чем на среднего жителя Земли. Сегодня именно этот ресурс Нации определяет ее будущее. Человеческая цивилизация вступила в новый этап - информационный - научно-технической революции, когда именно эти возможности будут определять будущее место государства и нации в мире: быть ли ей мировым научно-техническим лидером, либо сырьевым полуколониальным придатком. Именно для этого и было создано в начале 90-х годов наше Движение. Сильное государство, уважение в мире, благополучие граждан в наше время возможны только при очевидном лидерстве нашей страны в научно-технической, образовательной, культурной и духовной областях. Повторяю, что у нас для этого есть все необходимое, кроме понимания значения этого ресурса и воли политического руководства страны к его полномасштабному использованию.

На Западе это давно поняли. Там уже более десяти лет в полной мере понимают последствия нынешнего информационного этапа НТР. Там уже многие годы знают, что особое значение образования, науки, культуры не прихоть, а неизбежность. Именно поэтому вот уже многие годы в США и других развитых странах больше всего внимания и денег выделяется этим областям. Даже в одной из земель ФРГ - Баварии - денег на образование, науку, культуру - выделяется больше, чем во всей России. И в ближайшие годы планируется еще добавить! А в США - все дополнительные средства бюджета инвестируются в образование и науку. Именно этим объясняется многолетний прирост их экономики, рост заработной платы, стремительное создание новых рабочих мест. Новые рабочие места, как я уже говорил, могут создаваться преимущественно в новых областях экономики. Как правило, это образование, информатика, связь, культура.

Стоит ли говорить теперь, почему их товары конкурентоспособнее? Почему их военные технологии - от обычных вооружений до космических - претендуют на превосходство? Почему они не стесняются требовать признания своего мирового лидерства и своих ценностей в качестве эталона для России? Почему они насаждают по всему миру, а теперь и в России свою систему ценностей, пытаясь влиять и на культурную, и на духовную жизнь нашего общества.

В новом бюджете на 2000 г., правда, сделан определенный шаг. Заявлено, например, о формировании Бюджета развития России в объеме около 27 млрд. руб. Большую часть этих средств предполагается потратить на инвестирование экспорториентированных и импортзамещающих проектов. Но в целом приоритеты государства, к сожалению, и в бюджете на 2000 г. не изменились.
Приоритетные области, определяющие
научно-технический прогресс и будущее Нации
Фундаментальные исследования и содействие научно-техничекому прогрессу -

около 16,0 млрд. руб.
Образование -
32,0 млрд. руб.
Культура, искусство и кинематография -
4,6 млрд. руб.
Здавоохранение и физическая культура -
около 16,0 млрд. руб. Для
сравнения



Обслуживание государственного долга -

220,0 млрд. руб.
Государственное управление -
25,8 млрд. руб.
Международная деятельность -
56,0 млрд. руб.
Национальная оборона -
140,0 млрд. руб.
Безопасность -
79,8 млрд. руб.


Похоже, мы так ничему и не научились.

Затраты на обслуживание государственного долга составили в январе-июне 1999 г. 80,25 млрд. руб., или 29,2% от всех расходов федерального бюджета.

Остается неудовлетворительным финансирование программной части федерального бюджета. За шесть месяцев 1999 г. на федеральные целевые программы израсходовано 9 642 млрд. руб., что составило 30% объема средств, предусмотренных на год в целом. В том числе на государственные инвестиции - 445 млн. руб., или 4,6% всех расходов, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) - 2277 млн. руб. (24%), на прочие нужды - 6 919 млн. руб. (72%).


* * *

Таким образом, на примере бюджетной политики государства я хотел бы еще раз продемонстрировать острейшую необходимость для Нации разработки концепции национального развития, или то, что сторонники нашего движения "Духовное наследие" называют современной Русской идеей.
Похоже, что в очередной раз нам предоставляется возможность скорректировать вектор развития Государства и общества, выбрав единственно возможный правильный путь: развитие общества и государства, исходя из национальных интересов и особенностей с учетом нынешних тенденций научно-технической революции. Я - оптимист. У России есть все необходимое для достойного соревнования с мировыми лидерами в нынешних условиях нового этапа научно-технической революции. Есть прекрасная школа образования, лучшая в мире фундаментальная наука, - все то, что называется интеллектуальным ресурсом Нации. Есть замечательные - умные, честные, образованные и работоспособные люди, которые впитали в себя все достижения и успехи русской и советской культуры. Нужно лишь использовать этот огромный потенциал. Для этого нужно понимание Властью, ее готовность и воля к применению этого национального ресурса. Будет ли эта возможность использована, зависит во многом от того, кто придет к власти в России в ближайшие месяцы, сторонники какой идеи, какой концепции. Если прежние, позавчерашние, так и не осознавшие реалий современного этапа развития человеческой цивилизации, - то будет возврат в безнадежное прошлое. Если вчерашние либералы - герои горбачевско-гайдаровской перестройки, - то стагнация. А нам нужно будущее.


ПОДБЕРЕЗКИН
Алексей Иванович
председатель Центрального Совета ВОПД
"Духовное наследие",
доктор исторических наук

Обозреватель - Observer



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован